ПАЛОМНИКИ

Отец Иоанн Кронштадтский в г.Сарапуле

Иоанн Кронштадтский (в миру Сергиев Иван Ильич)

Из Сарапула пишут: «Досточтимый о. Иоанн Сергеев, Кронштадтский, в сопровождении преосвященного Михея, викарного епископа Сарапульского, прибыл в Сарапул в воскресение 20 июня, и был встречен на пристани громадной толпой народа съехавшимся из многих сел и заводов духовенства (до 40 человек), представителями местного городского и земского самоуправлений и других учреждений. После высадки на пристани, высокочтимый пастырь, в сопровождении преосвященного Михея и громадной толпы народа, отбыл в собор, где и совершил, совместно с епископом Михеем и в сослужении 24 местных и приглашенных из уезда священников, божественную литургию. Само собой разумеется, небольшой старинный собор далеко не был в состоянии вместить всю эту массу народа, которая хотела присутствовать в храме, где молился любимейший и популярнейший в обширной матушке России священнослужитель. Большинство богомольцев запрудило прилегающую к собору площадь, ожидая выхода и благословения о. Иоанна Кронштадтского, дорогого всем «батюшки».
Во время богослужения о. Иоанн сказал две проповеди, при чем во второй коснулся военных событий на Дальнем Востоке. Во время нахождения его в соборе было вручено ему, через келейников, несколько телеграмм. Телеграммы эти были, очевидно, с молением о даровании здравия и исцеления. Маститый батюшка, по прочтении телеграмм, благоговейно поднял очи свои к небу, уста шептали, а руки с телеграммами были возложены на престол. Минута была высоко трогательная, сердца умилялись, на глазах навертывались слезы. Чувствовались особая торжественность и общение великого молельщика за русский народ с Подателем благ Господом Богом, происходившая в скромном русском храме захолустного городка, среди громадной, но, в большинстве, серой, такой же немудрой толпы.
По окончании богослужения о. Иоанн, боковыми дверями, отбыл из храма в покои преосвященного Михея, личного друга своего, о чем было им оповещено народу в храме. Как известно, преосвященный Михей раньше служил во флоте, в чине капитана 2-го ранга, долго проживал в Кронштадте и переходом в настоящее свое служение всецело обязан влиянию о. Иоанна.
В понедельник, 21-го дня, высокий гость служил литургию в церкви мужского монастыря, а на другой день, 22-го числа — в женском монастыре, 23-го дня выехал на том же пароходе.»

Приложение к Вятским Губернским Ведомостям (1904 г.)
Беседа отца Иоанна Кронштадтского с пастырями
21-го июня 1904 г. в г. Сарапуле

Бог привел мне быть свидетелем и участником чудной беседы, которую вел наш великий пастырь — молитвенник отец Иоанн Кронштадтский с другими пастырями Церкви Христовой. — Это было 21-го июня 1904 года в г. Сарапуле, куда батюшка прибыл по приглашению преосвященного Сарапульского — епископа Михея. — В зал местного Духовного училища собралось окрестное духовенство в ожидании приглашённого туда батюшки. Когда он появился в дверях зала, все присутствующее встретили дорогого гостя пением: „Днесь благодать святаго Духа нас собра»… Батюшка сначала прошел в храм училищный, приложился к св. престолу, а потом вернулся в зал и пригласил всех сесть вокруг стола. Началась его дивная беседа с собравшимися.

* * *

Я очень рад, сказал батюшка, видеть вас и беседовать с вами; благодарю вас, что собрались вы сюда, а тех, кто сегодня сослужил мне при совершении литургии, благодарю за общую молитву.
Ничто так не одушевляет человека в каком угодно деле, как сознание общения, общности в дружной работе. И в Божием деле, в служении ближнему особенно тяжело переживать чувство одиночества. Правда, мы все живем в святой Церкви, со всеми отшедшими из мира праведниками Божими, но и на земли необходима нам помощь от братий наших и духовная, молитвенная, и в самой жизни. — Поэтому особенно и благодарю вас за ваше сочувствие: оно говорит, что все мы делаем одно дело.

* * *

У вас, братие мои сослужители, несомненно является вопрос в душе, как я имею дерзновение так ездить по всей России, молиться за столь многих, кто просит моей молитвы. Быть может, кто-нибудь назовет это дерзостью… Но я не решился бы, братие, на такое великое дело, если бы не был зван к этому свыше… Дело было так. Кто-то в Кронштадте заболел. Просили моей молитвенной помощи. У меня и тогда была уже такая привычка никому в просьбе не отказывать. Я стал молиться, предавая болящего в руки Божии, прося у Господа исполнения над болящим Его св. воли. Но неожиданно приходит ко мне одна старушка (радом костромичка), которую я давно знал. Она была богобоязненная, глубоко верующая женщина, проведшая свою жизнь по-христиански и в страхе Божием кончавшая свое земное странствование. Приходит она ко мня и настойчиво требует от меня, чтобы я молился о болящем не иначе, как о его выздоровлении. Помню, тогда я почти испугался; „как я могу, думал я, иметь такое дерзновение?» Однако, эта старушка твердо верила в силу моей молитвы и стояла на своем. Тогда я, исповедав пред Господом все свое ничтожество и свою греховность, увидел волю Божию во всем этом деле и стал просить для болящего исцеления… И Господь послал ему милость Свою, он выздоровел. — Я же возблагодарил Господа за эту милость.
В другой раз по моей молите исцеление повторилось. — Я тогда в этих двух случаях прямо уже усмотрел волю Божию, новое себе послушание от Бога — молиться за тех, кто будет этого просить. И теперь и сам я знаю и другие передают, что исцеления по моей молитве совершаются. — Особенно поразительны исцеления бесноватых, всегда страшно страдающих. И бывали случаи, что иногда приводят такого, одержимого злым духом, изрыгающего хулы и в то же время говорящего, очевидно, бессознательно и вполне бессвязно. А по прочтении мною над ним молитвы больной делался радостным, покойным, принимал покойно св. Тайны, от которых ранее всеми силами старался уйти. И замечательно, что такие больные ничего почти не помнят из того, что они говорили в состоянии беснования. Ясное дело, что они тогда творили чью-то, не свою волю, волю противную воле Божией, — бесовскую.
Часто бесы долго удерживают власть над больным, ими одержимым, долго сопротивляются. Тогда больные произносят слова: „мы застарелые, мы давно получили над ним (т. е. больным) власть»… Но сила Божия, которой трепещут бесы, их побеждает.
Иногда, впрочем, я оставался бессилен пред злой силой; мне не удавалась помощь больным, и они так и умирали в состоянии бесноватости. Ведь, по слову Спасителя, сей род изгоняется молитвою и постом, а по образу моей жизни иногда мне не удавалось долго поститься; поэтому я и оказывался бессильным даже и при желании оказать помощь больным.

* * *

О своем душевном состоянии могу я вам сказать, что исполняю древнее великое правило nosce te ipsum (познай себя самого). Это собственно содержание и всей моей жизни; и доселе я не перестаю „познавать самого себя».— Через это познание самого себя я познаю свою беспомощность во всех отношениях, а это меня заставляет смиряться. Правда: все, что я делаю доброго, то делаю по милости Божией, по Его благодати; а все дурное лично от меня идет, от моей испорченной природы и от общего врага нашего спасения. А помощь Божью я на себе вижу во всем, и считаю себя нерадивейшим, худшим из всех пастырей русских, потому что если бы эти Божии дары, мною получаемые, были у кого-нибудь другого, он сделал бы добра гораздо более, чем я.
Постоянное изучение своей природы заставляет меня быть и постоянно осторожным и постоянно просить у Бога благодатной помощи для очищения от грехов. И это же знание своих человеческих немощей заставляет меня и помогать другим, и молиться за них, сочувствовать, прощать и т.п.
Особенно для меня ценно изучение своей человеческой природы потому, что через это я познаю главные свойства Божии; я на себе познаю, я испытал, насколько Господь наш милосерд, долготерпелив, всемогущ в помощи нам, «скоропослушлив»; Он — источник нашего здравия душевного и телесного, душевной чистоты, духовных сил.

* * *

Но я, братие, продолжал батюшка *), я не веду аскетического образа жизни. Не подумайте, что это я считаю чем-либо достойным подражания, — нет; быть может, было бы в моей деятельности и гораздо более успехов, если бы я устроил жизнь с более аскетическою обстановкою. Но условия моей службы лишали меня возможности быть аскетом.

* * *

Я читаю и газеты, но часто жаль бывает потерянного времени. Много там пишут лишнего, совершенно бесполезного.

* * *

Но вот что я всегда, неотменно читаю. — Каноны, которые положено читать ежедневно на утрени. На этом чтении, можно сказать, я воспитался в церковной жизни. И какое бесконечно глубокое содержание заключается в этих канонах, в этих ежедневных воспоминаниях о великих праведниках, об их святой жизни, о подвигах! —Через это чтение душа мало-помалу привыкает к церковной жизни, к церковным воспоминаниям, мало-помалу проникается настроением тех людей, которых ублажает св. Церковь, просветляется, перестает быть самозамкнутою: делается сильною в борьбе с грехом. — И стоит кому-либо это чтение канона положить за ежедневное правило, как он будет ежедневно подниматься в духовном отношении, восходить от силы в силу.
Но особенно я люблю читать Священное Писание обоих заветов. Я не могу жить без этого чтения. Сколько тут содержания! Сколько открыто законов жизни души человеческой! Сколько человек, стремящийся к духовному обновлению, может почерпнуть здесь указаний для того, чтобы переродиться из злого в доброго. — Особенно Свящ. Писание необходимо проповеднику. Здесь неисчерпаемая тема для проповедей; только сумей сам назидаться и других назидать.

* * *

Вот, братие, что Господь мне велел вам сказать, задумавшись, произнес батюшка- Я заранее не обдумывал, что сказать мне вам, говорил только, что Бог на душу мне положил.
Тогда один из присутствующих спросил: а скажите, батюшка, — во время Ваших постоянных разъездов, чем Вы заполняете свободное время? Обстановка и ее смена производить ли на Вас впечатление?
— Я молюсь, я постоянно молюсь, быстро произнес о. Иоанн; я даже не понимаю, как можно проводить время без молитвы. Воистину молитва есть дыхание души **).
— Скажите, батюшка, продолжал вопрошавший, — что делает Вас во время литургии таким сосредоточенным в молитве, когда иногда так много вокруг беспорядка и всего того, что может мешать молитве?
— Этого я достиг только привычкою. Научиться быстро сосредоточиваться в молитве, овладевать собою,— это большая задача. Путем продолжительной работы над собою можно достичь этого. Очень тут необходимо покаяние, быстрое воспроизведете в своей душе образа Христова, или Креста Господня и полное сознание своей духовной загрязненности и беспомощности.
На смену первому вопрошающему явился второй. — Он сказал:
— Научите, батюшка, бороться с унынием в деле пастырства. — Сначала бывает страшное уныние от собственной греховности. Опускаются руки, когда вспомнишь слова: врачу, исцелися сам… Учительство в голову тогда не идет. И сейчас же — уныние!
— Это напрасно. Тут нужно помнить о долге, Мысль о долги должна принудительно и ободрительно действовать на пастыря. «Ты уполномочен Церковью, ты должен делать»,— эта мысль должна и одушевить пастыря и, конечно, разогнать всякое уныние. И это уныние от врага! — ответил батюшка.
— Но вот еще вид уныния, — от хульных помыслов, которые появляются в голове в самые священные минуты богослужения.
— Ну, а это уныние, — энергично сказал о. Иоанн,— прямо от недостатка веры Вашей, батюшка. — Дело в том, что хульные помыслы нужно презирать: борьба здесь не нужна и вредна, — просто не нужно обращать внимания! Но если какие бы ни были помыслы доводят до уныния, это бывает уже от слабоволия; значит, Вы даете этим помыслам время господствовать над Вами, пожалуй даже ими соуслаждаетесь… Отсюда уже только вытекает уныние! Так до уныния не нужно доводить душу свою! Неужели Вы не знаете, как Господь «скоропослушлив», как быстро Он исполняет все просьбы наши? И вот, отец, — Вы в самом же начале горячей молитвой отгоняйте от себя всякое смущение душевное; в надлежащее время захваченное молитвой греховное настроение вовсе исчезает и довести до уныния истинно и горячо верующего человека никогда не может…
— Но вот, батюшка, — продолжал совопросник, — еще особенно тяжелое состояние уныния я переживаю — при виде торжествующего зла.
— Вот это другое дело. — Это по истине тяжело переживать; подобное состояние и мне приходится часто переживать, Тут нужно укреплять себя молитвою и твердо верить, что Господь силен даже самое зло обратить Ему одному ведомыми путями на добро.
На этом и кончилась беседа с пастырями г. Сарапула батюшки отца Иоанна. — многие его благодарили за эти минуты, надолго для них памятные.
После этого батюшка еще имел время вести частную беседу о современном пастырстве и его задачах.
Батюшка говорил, что дело пастырства в настоящее время затрудняется все более и более, борьба пастыря постепенно становится все более утонченною, и тем более пастыри должны быть па высоте своего призвания.
Пастырь в своем настроении должен всецело отрешиться от всяких себялюбивых настроений; уподобиться библейским пастырям в их „стоянии в духе». Для этого пастырям необходима полная и постоянная осторожность и сосредоточенность, всегдашнее распятие себя ради своей паствы.
Разговор перешел на современную жизнь. Батюшка обратил внимание на настроение современного общества. „Удивительная болезнь явилась нынче, — это страсть к развлечениям. Никогда не было такой потребности к развлечениям, как нынче! Это прямой показатель того, что людям нечем стало жить, что они разучились жить серьезною жизнью, трудом на пользу нуждающегося и внутреннею духовною жизнью. И начали скучать! И меняют глубину и содержание духовной жизни на развлечения! Какое безумие! Точно дети, лишенные разума! А между тем развлечение, — это уже общественный порок, уже общественная страсть! Вот куда должно направить пастырям свои силы; они должны внести в жизнь утраченное ею содержание, возвратить людям смысл жизни… — Ну, конечно, — пастыри должны сами себя к тому подготовить»…
„Пастыри должны от этих „развлечений» охранить и наш народ. Он не знает еще „развлечений»: народ знает честный, здоровый труд, он знает праздник, — день молитвы и отдыха. — А ему вместо отдыха предлагают — „развлечение», часто нескромное, вредное! И сколько же у людей должно быть самообольщения, чтобы свои испорченные вкусы прививать народу, по своим взглядам переделывать жизнь… Пастыри должны быть на высоте своего призвания».
Когда разговор коснулся современного состояния Франции и гонения там на религию, отец Иоанн убежденно воскликнул: „о, там во всем виновато папство! Еретические тенденции папства извратили христианство, которого Франция собственно и не знает еще, Там духовенство со своим папою сначала откололось от паствы, а паства потом стала враждебно относиться к духовенству, а затем и ко всему христианству. А об истинном-то христианстве французы еще и не слыхали».
Это мнение батюшки отца Иоаннa, любимейшего русским народом пастыря, бесконечно ценно,— и на этом и оборвалась наша беседа…

Деятель

*) Вся беседа состояла из отдельных рассказов батюшки о себе, между собою не особенно близко по своему содержанию стоящих.

**) Вот некоторая иллюстрация «постоянной» молитвы батюшки.- Его пригласили сняться в общей фотографической группе. Он согласился. И во время различных приготовлений фотографа он вдруг вздохнул: «Господи. Боже наш, создавший нас по образу и подобию Своему, озари нас Светом Лица Твоего».
Настроение у присутствующих, разумеется, сейчас же изменилось…
Через несколько времени, когда сели пить чай, батюшка к общей неожиданности опять молитвенно в раздумье сказал: «Господи, Господи, сладосте неизреченная, напитай нас истиною Твоею».— После этого его воздыхания молитвы, без преувеличения можно сказать, что у окружающих его притупились вкусовые ощущения: так и звучало и в ушах и в сердце слово великого молитвенника…

Святая преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Феодоровна
Елизавета Федоровна настоятельница ММОМ
Великая княгиня Елизавета Фёдоровна (Елизавета Александра Луиза Алиса; в семье её звали Элла; официально в России — Елисавета Феодоровна) (1 ноября 1864, Дармштадт — 18 июля 1918, Пермская губерния) — принцесса Гессен-Дармштадтская, великая княгиня дома Романовых. Причислена к лику святых Русской Православной Церкви в 1992.
Вторая дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучка английской королевы Виктории. Её младшая сестра Алиса позднее стала российской императрицей Александрой Фёдоровной.

С детских лет была религиозно настроена, участвовала в делах благотворительности вместе со своей матерью, великой герцогиней Алисой, умершей в 1878. Большую роль в духовной жизни семьи играл образ святой Елизаветы Тюрингенской, в честь которой была названа Элла: эта святая, родоначальница герцогов Гессенских, прославилась делами милосердия.
Считалась одной из первых красавиц среди европейских принцесс, обладала очень приятным голосом, хорошо пела, рисовала, составляла с большим вкусом букеты цветов. В 1884 вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата российского императора Александра III. После замужества жила с супругом в его подмосковном имении Ильинское. По её настоянию в Ильинском была устроена больница, периодически проходили ярмарки в пользу крестьян.
В совершенстве овладела русским языком, говорила на нём почти без акцента. Ещё исповедуя протестантизм, посещала православные богослужения. В 1888 вместе с мужем совершила паломничество в Святую Землю. В 1891 приняла православие, написав перед этим своему отцу: «Я все время думала и читала и молилась Богу — указать мне правильный путь — и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином».
В качестве супруги московского генерал-губернатора (великий князь Сергей Александрович был назначен на этот пост в 1891) организовала в 1892 Елисаветинское благотворительное общество, учреждённое для того, чтобы «призревать законных младенцев беднейших матерей, дотоле помещаемых, хотя без всякого права, в Московский Воспитательный дом, под видом незаконных». Деятельность общества вначале проходила в Москве, а затем распространилась и на всю Московскую губернию. Елисаветинские комитеты были образованы при всех московских церковных приходах и во всех уездных городах Московской губернии. Кроме того, Елизавета Фёдоровна возглавила Дамский комитет Красного Креста, а после гибели супруга она была назначена председательницей Московского управления Красного Креста.
С началом русско-японской войны Елизавета Федоровна организовала Особый комитет помощи воинам, при котором в Большом Кремлевском Дворце был создан склад пожертвований в пользу воинов: там заготавливали бинты, шили одежду, собирали посылки, формировали походные церкви.
4 февраля 1905 её супруг был убит террористом Иваном Каляевым, который метнул в него ручную бомбу. Тяжело переживала эту драму. Греческая королева Ольга Константиновна, двоюродная сестра убитого Сергея Александровича, писала: «Это чудная, святая женщина — она — видно, достойна тяжелого креста, поднимающего ее все выше и выше!». Позднее великая княгиня посетила в тюрьме убийцу: она передала ему прощение от имени Сергея Александровича, оставила ему Евангелие. Более того, она подала прошение императору Николаю II о помиловании террориста, но оно не было удовлетворено.
Вскоре после гибели мужа продала свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых), и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 Марфо-Мариинская Обитель Милосердия (монастырь с сочетанием благотворительной и медицинской работы).
В 1910 году поддержала Сарапульский Казанский крестный ход в город Сарапул из села Николо-Березовки принесения иконы — чудотворного образа Святителя Николая.

Из газеты «Прикамская жизнь» от 1 июля 1910 года
КО ВСТРЕЧЕ ИКОНЫ СВ. НИКОЛАЯ

 

Тревожные разговоры и опасения, что 7 июля, как издревле это ведется, в Сарапуле не будет происходить встречи Чудотворного образа Березовской иконы Святителя и Чудотворца Николая, должны теперь замолкнуть, благодаря заступничеству за Сарапул Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны.Лица, взявшиеся хлопотать о соблюдении и ныне ежегодно справляемого благочестивого обычая и подписавшие телеграмму к Ее Императорскому Высочеству Великой Княгине Елизавете Федоровне, просят нас оповестить граждан города о том, как возникли тревожные слухи и опасения, что встречи издревле чтимого образа в Сарапуле не будет.Благочестивый священник Н.-Березовки о. Н.Краснов известил Сарапульское духовенство о том, что Уфимская духовная консистория постановила, что икона Святителя Николая 7, 8 и 9 июля износима быть не должна, и просила о. Н.Краснова, списавшись с Сарапульским духовенством, изменить маршрут следования иконы. Известие это вызвало в Сарапуле опасения за недовольство богомольцев, десятками тысяч стекавшихся к 7 июля в Сарапул. Решили было послать телеграмму в Синод о том, чтобы и нынче сохранить старый порядок встречи Св. иконы. Но затем раздумали и в 8 ч. вечера 28 июня послали телеграмму Великой Княгине Елизавете Федоровне. Телеграмма была такого содержания:

МОСКВА.
Ее Императорскому Высочеству Великой Княгине Елизавете Федоровне.
Уфимская консистория указом 13 июня сего года за № 8228 уведомила Сарапульское городское управление, что Св. икона Святителя Николая не должна быть износима 7, 8 и 9 июля из села Николо-Березовка в Сарапул. Между тем ежегодная встреча Святого Образа в Сарапуле издревле, более ста лет установлена седьмого июля. Стечение народа бывает до семидесяти тысяч человек. Это изменение крайне нежелательно и подействует неблагоприятно на религиозные чувства народа. По дошедшим до нас слухам, такое распоряжение консистории последовало вследствие предполагаемого к этому времени прибытия Вашего Императорского Высочества в Николо-Березовский монастырь. А поэтому мы, граждане города Сарапула, почтительнейше ходатайствуем перед Вашим Императорским Высочеством о содействии к отмене упомянутого распоряжения консистории, хотя бы только на 7 и 8 июля, поcле чего Святую Икону можно будет проводить обратно в село Березовку. О последующем просим не отказать ответом чрез Сарапульскую городскую управу.
Граждане города Сарапула (67 подписей).

Утром 29 июня был получен ответ от Ее Императорского Высочества Великой Княгини такого содержания:

САРАПУЛ.
Городская Управа.
Сейчас сообщила Вашу просьбу Епископу Уфимскому. Конечно, понимаю Ваше желание и вполне согласна. Надеюсь, он все устроит.
Елизавета.

Была сторонницей возрождения чина диаконис — служительниц церкви первых веков, которые в первые века христианства поставлялись через рукоположение, участвовали в совершении Литургии, примерно в той роли, в какой сейчас служат иподиаконы, занимались катехизацией женщин, помогали при крещении женщин, служили больным. Получила поддержку большинства членов Святейшего Синода в вопросе о присвоении этого звания сёстрам обители, однако, в соответствии с мнением Николая II, решение так и не было принято.
При создании обители был использован как русский православный, так и европейский опыт. Сёстры, жившие в обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определенного срока могли уйти из обители, создать семью и быть свободными от данных прежде обетов. Сестры получали в обители серьёзную психологическую, методологическую, духовную и медицинскую подготовку. Им читали лекции лучшие врачи Москвы, беседы с ними проводили духовник обители о. Митрофан Сребрянский (позднее архимандрит Сергий; канонизирован Русской православной церковью) и второй священник обители о. Евгений Синадский.
По плану Елизаветы Фёдоровны, обитель должна была оказывать комплексную, духовно-просветительскую и медицинскую помощь нуждающимся, которым часто не просто давали еду и одежду, но помогали в трудоустройстве, устраивали в больницы. Нередко сестры уговаривали семьи, которые не могли дать детям нормальное воспитание (например, профессиональные нищие, пьяницы и т. д.), отдать детей в приют, где им давали образование, хороший уход и профессию.
В обители были созданы больница, отличная амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют, бесплатная столовая и еще множество учреждений. В Покровском храме обители проходили просветительские лекции и беседы, заседания Палестинского общества, Географического общества, духовные чтения и другие мероприятия.
Поселившись в обители, Елизавета Фёдоровна вела подвижническую жизнь: ночами ухаживая за тяжелобольными или читая Псалтирь над умершими, а днем трудилась, наряду со своими сестрами, обходя беднейшие кварталы, сама посещала Хитров рынок — самое криминогенное место тогдашней Москвы, вызволяя оттуда малолетних детей. Там её очень уважали за достоинство, с которым она держалась, и полное отсутствие превозношения над обитателями трущоб. Во время Первой мировой войны активно заботилась о помощи русской армии, в том числе раненым солдатам. Тогда же она старалась помочь военнопленным, которыми были переполнены госпитали и, в результате, была обвинена в пособничестве немцам. Резко негативно относилась к Григорию Распутину, хотя ни разу с ним не встречалась. Убийство Распутина расценила как «патриотический акт».
Отказалась покинуть Россию после прихода к власти большевиков. Весной 1918 года она была заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь. В мае 1918 года её вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург и разместили в гостинице «Атамановские номера», а затем, через два месяца, в город Алапаевск. Не теряла присутствие духа, в письмах наставляла оставшихся сестер, завещая им хранить любовь к Богу и ближним. Вместе с ней находилась сестра из Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева.
В ночь на 5 (18 ) июля 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Вместе с ней погибли:
* великий князь Сергей Михайлович;
* князь Иоанн Константинович;
* князь Константин Константинович (младший);
* князь Игорь Константинович;
* князь Владимир Павлович Палей;
* Фёдор Семёнович Ремез, управляющий делами великого князя Сергея Михайловича;
* сестра Марфо-Мариинской обители Варвара (Яковлева).
Все они, кроме застреленного великого князя Сергея Михайловича, были сброшены в шахту живыми. Когда тела были извлечены из шахты, то было обнаружено, что некоторые жертвы жили и после падения, умирая от голода и ран. При этом рана князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле великой княгини Елизаветы Фёдоровны, была перевязана частью ее апостольника. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв.
31 октября 1918 года Белая Армия заняла Алапаевск. Останки убитых извлекли из шахты, положили в гробы и поставили на отпевание в кладбищенской церкви города. Однако с наступлением Красной Армии тела несколько раз перевозили дальше на Восток. В апреле 1920 года в Пекине их встречал начальник Русской духовной миссии, архиепископ Иннокентий (Фигуровский). Оттуда два гроба — великой княгини Елизаветы и сестры Варвары — были перевезены в Шанхай и затем пароходом в Порт-Саид. Наконец гробы прибыли в Иерусалим. Погребение в январе 1921 под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании совершил Иерусалимский Патриарх Дамиан.
Так было исполнено желание самой великой княгини Елизаветы быть похороненной на Святой земле выраженное ею во время паломничества в 1888.
В 1992 Архиерейским собором Русской православной церкви великая княгиня Елизавета и сестра Варвара причислены к лику святых новомучеников Российских (ранее, в 1981, они были канонизированы Русской православной церковью за границей). В 2004—2005 мощи новомучениц находились в России, странах СНГ и Балтии, где им поклонились более 7 млн человек. По словам Патриарха Алексия II, «длинные очереди верующих к мощам святых новомучениц — это еще один символ покаяния России за грехи лихолетья, возвращения страны на исконный исторический путь». Затем мощи были возвращены в Иерусалим.
Великой княгине посвящено несколько православных монастырей в Белоруссии, России, Украине.
8 июня 2009 года Генеральная прокуратура России посмертно реабилитировала Елизавету Фёдоровну.
В 2009 году икона святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны была принесена в Сарапул крестным ходом с иконой Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.
В 2010 году, в столетие заступничества Великой Княгини Елизаветы Федоровны за Сарапул, в организации Сарапульского Казанского крестного хода приняли участие сестры Марфо-Мариинской обители милосердия Серафима и Ольга.

Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Высокопреосвященнейший митрополит Иларион

Сарапульский Казанский Крестный ход 250716 (41)

25 июля 2016 года, Сарапул с паломническим визитом посетил Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Высокопреосвященнейший митрополит Иларион. На пассажирском причале Речного порта «Сарапул» Его Высокопреосвященство встретили: Преосвященный Антоний, епископ Сарапульский и Можгинский; протоиерей Вячеслав Остроумов, секретарь Сарапульской епархии; и руководитель Миссионерского отдела Сарапульской епархии Виктор Сергеевич Ерастов.
Владыка Иларион посетил храмы Сарапула, помолился у чудотворной березовской иконы Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.
Для высоких гостей директором музея, кандидатом культурологии Сабиной Валерьевной Креклиной была проведена экскурсия  по экспозициям Художественно-выставочного комплекса «Дача Башенина» МБУК «Музей истории и культуры Среднего Прикамья», где, в ближайшие дни, в рамках Культурной программы Сарапульского Казанского Крестного хода готовится к открытию выставка «Сарапул духовный».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *