Сарапул

gerb_sarapulТочная дата основания города Сарапула не известна. По открытым на территории города археологическим памятникам федерального значения городищам Чупиха и Кладовая Веретия известно, что люди здесь жили уже в третьем веке от Рождества Христова.
Все варианты топологии происхождения слова Сарапул можно условно разделить на три части: деньги; Кама, песок, рыба; крепость. Наиболее распространенные версии: булгарская “сарапула” — “красивая, яркая рыба”; греческая “sakchar” от санскритского “саркара” — “гравий, песок”; индоарийские “сарапур” — “укрепленное место” или “зарапур” — “золотой город”; иранская “сарапул” — “укрепленное место”; русская “сарапуло” — “большие и мелкие деньги”, “денежное место”, что подтверждается местной речкой Акшабариха в переводе с татарского: акша — деньги, бар – есть; тюркская “сарапула” — “желтая монета (чешуя)”; удмуртская: “место у болота, воды, реки”; чувашская “сарапула” — “желтая рыба”, “стерлядь”. Кажется, что все три версии имеют право на существование. Особенно если учесть что сарапулом называлась не просто точка на карте, а достаточно длинный участок реки Камы в её среднем течении. И конечно, были и песчаные отмели, и обилие разнообразной рыбы, сарапульские перекаты позволяющие переходить нашу полноводную реку вброд. И древние поселения, подтвержденные археологическими раскопками, и легенда о потерянном отряде Александра Македонского. И основание Сарапула новгородцами в 1174 году по копии летописи «Сказание о ветчанах» у Н.С. Арцыбашева:
«В лето 6682-е в Великом Новеграде бысть великий князь Ярослав сын Владимеров. И посла боляр своих и воевод со многими силами из Новаграда под град Корсунь. Они же быша тамо под градом и стояша семь лег. Жены ж их ждаша мужей своих в Новеграде многое время и недождя, чающе их побитых, и начаша жити за немощь естественную болярыни и княгини и служилых людей жены совокупишася с холопи своими, а простии також с чюжими мужи. И по окончании семи лет приидоша вестницы в Новъград, что идет все воинское во свояси. Жены же их и дщеры слышаша приход их и убояшася и с теми своими рачители из Новаграда бегуяшася и приидоша на реку великую глаголемую Каму и поставиша подле град и нарекоша имя ему Сарапул. И остася в том граде половина людей, а другая тех новгородцев поидоша с Камы реки в гору и приидоша вверх Чепцы реки и ту жиша немного лет и по сем поплыша тою рекою вниз из Чепцы в Вятку и по той реке Вятке вниз…»
Село Вознесенское на Сарапуле с XVI века упоминается в переписных книгах после взятия Казани войсками Ивана Грозного и по русской традиции получило свое название от первой построенной в 1579 году церкви, освященной в честь Вознесения Господня. B 1755 году в истории Сарапула происходит знаменательное событие — Церковь Вознесения Господня, первая на территории Прикамского края, получает право именоваться собором.
В 1657 году жители Сарапула и его окрестностей были чудесным образом избавлены от эпидемия моровой язвы принесением из села Березовка чудотворного образа Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских Березовского в день явления иконы Божией Матери в граде Казани. Чудо послужило основанием для замечательной традиции – появлением одного из старейших в России Сарапульского Казанского Крестного хода. Проводившаяся в дни Крестного хода Казанская ярмарка в Сарапуле стала одной из крупнейших в Российской Империи. Например, торговый оборот в 1870 году составил 8 миллионов рублей. На Крестный ход и ярмарку приезжали паломники из Москвы, Павловского завода, Владимирской губернии, Пермской, Уфимской, Саратовской, Нижегородской, Казанской, Ярославской и других губерний. Традиция Сарапульского Казанского крестного хода была прервана в 1918 году и восстановлена в 2009-ом.
В 1780-ом году дворцовая слобода Сарапул Императорским Указом Екатерины II Великой получила статус города и центр одноименного уезда. В Сарапуле появились герб, генеральный план и городничий. Всемирную известность получила дочь сарапульского городничего Андрея Васильевича Дурова – Надежда: первая женщина офицер; участница наполеоновских войн и Отечественной войны 1812 года; Георгиевский кавалер; получившая ранение в битве при Бородино; писательница, заслужившая высокую оценку современников, включая А.С. Пушкина, писавшая в самых различных жанрах, прославившаяся своим первым произведением «Записки кавалерист-девицы».
В начале XIX века с развитием пароходства сарапульские предприниматели получили новые рынки для сбыта товаров. Одними из главных предметов торговли жителей Сарапула были рожь, ржаная мука, овёс, которых вывозилось ежегодно до трех миллионов пудов. Из Сарапула вывозились до ста тысяч пудов льна и пеньки, а также большое количество шерсти, кожевенных товаров и леса.
С проведением реформ Александра II Освободителя и введением новой системы городского управления Сарапул, оставаясь центром Сарапульского уезда, стал одним из богатейших городов Российской Империи ,«превышавший по своему развитию, наличию каменных и общественных зданий многие губернские города». К концу XIX века в городе было более 40 фабрик и 80 различных ремесленных мастерских. В 1897 году из Сарапула по Каме отправлено более 1000 судов с 1 387 000 пудов разных товаров. Было налажено пароходное сообщение с Пермью и Казанью. Общий товарооборот города достигал семидесяти миллионов рублей. В это время Сарапул был некоронованной столицей Среднего Прикамья. Здешних купцов — Смагиных, Шитовых, Курбатовых, Ижболдиных, Бодалёвых — знала вся Россия. Город стремительно развивался. В 1861 году здесь была открыта женская гимназия. В 1867 году — первое Сарапульское уездное земское собрание. В 1868 году – Сарапульское викарианство Вятской духовной консистории. В 1869 году – Общественный банк. В 1872 году в Сарапуле учреждена Городская управа. В 1873 году – Алексеевское реальное училище. В 1874 году – Окружной суд (для уездов Сарапульского, Елабужского и Малмыжского).
Рост благосостояния горожан был неразрывно связан с заботой о духовных центрах – соборе, монастырях и церквах. В городе действовало два монастыря мужской — Иоанно-Предтеченский, женский – Благовещенский, Духовное училище и храмы:

  1.  Алексеевская церковь (1883 г.) при Алексеевском реальном училище;
  2.  Благовещенский собор (1881 г.)
  3.  Владимирская часовня (1895 г.);
  4.  Вознесенский собор (1579-1765-1802 г.);
  5.  Воскресенская церковь (1817);
  6.  Георгиевский собор (1861 г.);
  7.  Иоанно-Предтеченский старцевогорский собор (1894 г.)
  8.  Николаевская церковь (1897 г.) при Духовном училище;
  9.  Никольская Единоверческая церковь (1848 г.);
  10.  Никольская часовня (1903 г.) у Покровской церкви;
  11.  Петропавловская церковь (1822 г.);
  12.  Покровская церковь (1791 г.);
  13.  Свято-Никольская (Австрийская) церковь (1912) — Сейчас Ксениевская церковь;
  14.  Свято-Троицкий собор (до 1780 — 1861 г.);
  15.  Успенская Крестовоздвиженская церковь в Архиерейском доме (1889 г.).
  16.  Церковь Божьей Матери Всех Скорбящих Радость (1892 г.);
  17.  Церковь Двенадцати Апостолов (1900 г.);
  18.  Церковь Святого благоверного князя Александра Невского (1868 г.) при тюремном замке;
  19.  Церковь Святой Анны Пророчицы (1913 г.) при приюте Н.В. Смагина;
  20.  Церковь Святой мученицы Александры (1899 г.);
  21.  Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1911 г.) в Сарапульском Старцевогорском Иоанно-Предтеченском монастыре.

На противоположном берегу реки Камы, напротив города Сарапула в селе Ершовка находится Храм Святителя и Чудотворца Николая.
В 1904 году по приглашению Епископа Михея Сарапул посетил протоиерей Иоанн Сергеев – ныне прославленный в лике Святых Иоанн Кронштадтский. Широко известно его выступление перед духовенством и слушателями в Сарапульском Духовном училище.
В 1905 году Сарапульской городской Думой было принято решение об обязательном начальном образовании. По крайней мере половина усилий по реализации этого постановления возлагалась на церковно-приходские школы и начальные училища.
Конфессиональный, межнациональный мир и согласие в Сарапуле характеризовало наличие помимо православных и старообрядческих храмов молитвенных домов староверов-австрийцев, баптистов-евангелистов, мусульманского молитвенного дома общества магометан (1909 г.) и синагоги (1915 г.). Так, Пуришкевич Владимир Митрофанович, создатель «Союза Михаила Архангела», в 1914 году отказался сходить на пристани Сарапула. На вопрос капитана парохода: «Отчего же, Владимир Митрофанович, вы не идете смотреть Сарапул?» – Пуришкевич ответил: «Да что там смотреть-то? Одни евреи живут!»
В 1910 году, когда действовали центральный водопровод и канализация, электростанция, телефонная станция, началось строительство железной дороги Нижний Новгород – Екатеринбург, Сарапул был признан самым благоустроенным городом Российской Империи.
Во время Первой мировой войны подвиг Надежды Андреевны Дуровой повторили, и стали Георгиевскими кавалерами сарапульские женщины Анна Алексеевна Красильникова и Антонина Тихоновна Пальшина.
После революции 1917 года во время Гражданской войны Сарапул дважды переходил из рук в руки. Когда был разрушен тюремный замок для заключенных, и красными, и белыми использовались баржи на Каме. Некоторые, не успевшие сбежать купцы и промышленники, были привлечены для работы на своих предприятиях в качестве специалистов-руководителей.
До 1924 года город Сарапул был центром Сарапульского уезда Вятской губернии, с 1924 по 1930 годы – центром Сарапульского округа Уральской области, с 1930 по 1939 годы – центром Сарапульского района Кировской области.
1930-е годы в городе были открыты новые промышленные предприятия: швейная фабрика, лесокомбинат, шпалозавод; реконструированы и расширены спиртовой и пивоваренный заводы; построены путевые железнодорожные мастерские, железнодорожная станция и пристань соединены железнодорожной веткой. Но разрушены или приспособлены под другие цели практически все храмовые комплексы. Закрыто Духовное училище. Снесены все кладбища — православные, старообрядческое, магометанское, иудейское.
В 1939 году в Сарапуле насчитывалось уже до 30 предприятий государственной и местной промышленности, промысловой кооперации, он является городом республиканского подчинения и центром Сарапульского района Удмуртии.
В годы Великой Отечественной войны в Сарапул было эвакуировано и построено несколько предприятий, положивших новое основание для городского развития на полвека вперед: Радиозавод имени Серго Орджоникидзе из Москвы, Машиностроительный завод имени Дзержинского из Баку, Электрогенераторный завод, харьковская и торжокская обувные фабрики, госпитали, Курский педагогический институт, Смоленское пехотное училище, техникумы, пригородные дворцы-музеи г.Ленинграда, Музей истории религии АН СССР и др.
В 1943 году закрыта кафедра Сарапульского епископа.
К началу XXI века экономика Сарапула определялась несколькими крупными предприятиями машиностроения и радиоэлектроники, производившими преимущественно продукцию военного назначения. Среди них: Завод «Элеконд», Сарапульская кондитерская фабрика, Сарапульский дрожжепивоваренный завод, Сарапульский комбинат хлебопродуктов, Сарапульский ликероводочный завод, Сарапульский машиностроительный завод, Сарапульский радиозавод, Сарапульский электрогенераторный завод, Сарапульский хлебокомбинат, Конструкорское бюро электроизделий XXI века. Обширная система начального, среднего, профессионального образования, медицинское училище и педагогический колледж, Сарапульский политехнический институт и представительства нескольких республиканских и федеральных ВУЗов. Развитая сеть дворцов культуры, библиотек, три школы искусств, Музей истории и культуры Среднего Прикамья, Сарапульский драматический театр.
В дополнение к Воскресенской церкви были освящены: Церковь Ксении Петербургской, Серафимовская и Никольская церкови.
Решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 г. (журнал № 138) восстановлена Сарапульская епархия.
В 2015 году начались работы по восстановлению общины Благовещенского женского монастыря.
Общая численность населения Сарапульской агломерации составляет около 1,2 миллиона человек:город Агрыз (с 1938 г., население 19 тыс. чел., 40 км западнее); город Воткинск (с 1935 г., население 99 тыс.чел, 80 км северо-восточнее); город Ижевск (с 1918 года, население 623 тыс.чел, 66 км севернее); город Камбарка (с 1945 г., население 12 тыс.чел., 40 км южнее); город Можга (с 1926 года, население 48 тыс.чел., 90 км западнее); город Нефтекамск (с 1963 г., население 119 тыс.чел., 65 км. южнее); город Сарапул (с 1780 г., население с пригородами 150 тыс. человек.);город Чайковский (с 1962 г., население 84 тыс.чел., 95 км восточнее).
Национальный состав Сарапульской агломерации разнороден, основную долю (70%) составляют русские, большие доли занимают татары, башкиры и удмурты.
Преобладающие вероисповедания — православное христианство и суннитский ислам.
Сарапул по состоянию на 2015 год относится к Удмуртской Республике, в 66 км к юго-востоку от Ижевска. Расположен в Предуралье, на Сарапульской возвышенности, на правом берегу реки Кама. Речной порт. Железнодорожная станция.

Использованы материалы: Православное предпринимательство [Текст] / В. С. Ерастов. — Сарапул: Сарапульская типография, 2012. — 102 с. : ил.; 21 см. ISBN 978-5-901304-45-7